Выдающийся российский, советский геолог и путешественник Сергей Владимирович Обручев более полувека своей жизни отдал служению отечественной науке. Для нас, жителей Северо-Востока, он интересен еще и тем, что из 40 совершенных им экспедиций по стране ряд пролегал по нашей территории и сопровождался научными открытиями, плодами которых мы пользуемся сегодня. Одному из таких путешествий, начавшемуся в июне 1926 г. и завершившемуся в 1927г., приведшему к уникальному открытию хребта Черского, исполняется 75 лет. Это вызывает необходимость не только обратиться к памятной дате, но и рассказать о жизненном пути знаменитого первооткрывателя.
Родился С. В. Обручев 3 февраля 1891 г. в г. Иркутске. Он был одним из трех сыновей знаменитого путешественника и исследователя Владимира Афанасьевича Обручева, автора известных романов «Земля Санникова» и «Плутония», с 14 лет принимал участие в его экспедициях, а в 21 год провел и самостоятельную экспедицию – она была посвящена геологической съемке окрестностей Боржоми.
С. В. Обручев окончил Томское реальное училище, а затем физико-математический факультет Московского университета. После его окончания в 1915 г. был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию, но уже спустя два года совершил новую экспедицию в район среднего течения реки Ангары. По сути дела, именно она и определила для С. В. Обручева на всю жизнь его интерес к геологии. А с 1926 г. он начал свою, никем не превзойденную серию экспедиций по изучению Северо-Восточной части Советского Союза.
«Заинтересовавшись геологическим строением почти неисследованной, малонаселённой области между Леной и Беринговым проливом – писал С. В. Обручев позже -я поставил себе задачу изучить в общих чертах рельеф и геологическое строение обширной территории площадью до 3 миллионов квадратных километров. Эта задача, конечно, была очень сложна и трудна, т. к. в то время Северо-Восток Азии представлял белое пятно». Выполняя поставленную задачу, С. В. Обручев с 1926 по 1935 г. совершил 4 выдающиеся экспедиции. Первая из них, Индигирская, выпала на период 1926 -1927 г.г. Во время этой экспедиции С. В. Обручев открыл безымянный горный хребет, который протянулся на тысячу километров от Полярного круга через Индигирку до Колымы. По его предложению новому хребту было присвоено имя русского путешественника И. Д. Черского.
Вторая экспедиция С. В. Обручева на Северо-Восток – Колымская -проходила в 1928 -1929 г.г. Тогда он возглавил Колымский геоморфологический отряд Якутской экспедиции Академии наук СССР, в который еще вошли геодезист К. А. Салищев, радист и 3 рабочих. В ходе исследований, длившихся два сезона, было проведено около 5000 км геологических маршрутов (из них почти 3000 км в бассейне реки Колымы), глазомерная съемка по маршрутам, определено 17 астропунктов и 27 магнитных пунктов.
«Работы С. Обручева и К. Салищева, – отмечал уже в 1936 г. исследователь П. Н. Кропоткин, – явились крупным вкладом в познание геологии края. В части орографии, помимо Верхоянского хребта и Оймяконской впадины, лежащих вне бассейна Колымы, были выделены следующие орографические единицы – хр. Таскыстабыт, Нерское плоскогорье, хр. Черского, хр. Гыдан, Юкагирское плоскогорье и низменность по левобережью и нижнему течению Колымы. Наибольший интерес из этих орографических единиц представляет хр. Черского».
Кроме этого, наблюдения экспедиции С. В. Обручева позволили уточнить гидрографическую сеть изученного района. Вся Колыма была передвинута на картах на 200 километров к юго-востоку, и значительно изменились ее очертания. Выяснилось, что река длиннее чем предполагалось раньше. Изменилось положение притока Колымы реки Коркодон увеличилась длина реки Костах.
В то же время уже в начале сентября 1929 г. по результатам работы своего отряда С. В. Обручев оперативно информировал по телеграфу руководителя Якутской комиссии АН СССР в Ленинграде и руководство Союззолота в Москве. 11 сентября 1929 г. он сообщил телеграммой из Среднеколымска о том, что обнаружена золотоносность в ряде притоков Колымы, особенно в Берелехе, Дебине, Таскане. По данным С. В. Обручева, можно было говорить об общей золотоносности всего Средне-Черского нагорья между Индигиркой и Колымским хребтом длиной 700 и шириной 200 километров, а также о том, что наиболее благонадежным в этом отношении является район юго-восточного конца хребта и между Бе-релехом и Сеймчаном.
Это был великолепный прогноз, совпавший в главном с прогнозом руководителя Колымской геолоразведочной экспедиции 1928 – 1929 г.г. Ю. А. Билибина. Но Билибин дал свои первые устные сообщения о своей работе в представительствах Союззолота во Владивостоке и Иркутске только в октябре-ноябре 1929 г, а затем председателю правления этого общества в Москве. То есть сообщение С. В. Обручева прозвучало немного ранее, но этот факт стал известен не так давно. «В 1930 г. во время своей двухлетней экспедиции в Колымский край, – писал он позднее, – я пришел к убеждению, что только при помощи аэроплана или дирижабля можно с достаточной полнотой в короткий срок изучить географию приполярных областей Союза». На обдумывание этого ушло всего несколько лет. И вот в 1932 -1933 г.г. С. В. Обручев вместе со своим постоянным спутником К. А. Салищевым, аэросъемщиком, фотолаборантом и хозяйственником совершил на аэроплане свою третью экспедицию на Северо-Восток для изучения его рельефа. Таким образом впервые в СССР был использован метод воздушной визуально-маршрутной съемки для исследования обширной территории. В ходе его К. А. Салищев составил карту Чукотского округа которая также изменила ранее существующие карты.
Нельзя не отметить и такой исторический факт. В ходе своей третьей экспедиции на Северо-Восток Обручев дважды побывал в строящемся Магадане 19 августа и 19 октября 1932 г. В выпущенной затем книге «На самолете в Восточной Арктике» он оставил его незабываемое описание «Мы перебрались на ночевку в город, – писал С. В. Обручев, – и с любопытством побродили по его улицам. Нагаево действительно город, с несколькими улицами, взбирающимися во все стороны на крутые горы… Но по этим крутым улицам ползают тракторы, тяжело гремят грузовики, вывозя с набережной бесконечные грузы… Нагаево теперь – головной пункт автомобильной дороги, которая проводится отсюда на Колыму, в Колымский золотоносный район. А за холмом, в долине речки Могодон (так в тексте -А. К.), на просторной и свободной площади, построен другой городок Могодон -современная столица побережья (Нагаево – только портовый город). В него из Нагаева ходят автобусы (пока еще грузовики со скамейками), и даже, как говорят, цивилизация зашла так далеко, что в этих автобусах надо остерегаться карманных воров…».
На 1934 -1935 гг пришлась четвертая, последняя экспедиция С. В. Обручева на Северо-восток, и опять она была уникальной – на аэросанях. Вместе с добавившимися 6 сотрудниками и техниками им была изучена северная часть Чукотки – современный Чаунский район, представлявший чрезвычайный интерес в отношении полезных ископаемых. Действительно позже в Ленинграде во время обработки материалов этой экспедиции молодой геолог М. И. Рохлин выявил касситерит (руду олова) из образцов Валькумейского оловорудного месторождения. Выдающийся ученый С. С. Смирнов придал этой находке большое значение и стал инициатором организации в 1936 г. 1-й Чаунской экспедиции Н. И. Сафронова.
Да, экспедиции и работы С. В. Обручева того времени уникальны. Ими можно только восхищаться. В 1946 г. выдающемуся ученому была присвоена Сталинская премия его наградили орденами Ленина Трудового Красного Знамени, «Знак почета». В1953 г. С. В. Обручева избрали членом-корреспондентом АН СССР. На протяжении последних лет он там руководил лабораторией геологии докембрия. Умер С. В. Обручев 29 августа 1965 г., оставив после себя более 150 научных работ, свыше 80 научно-популярных статей и книг, в том числе «Справочник путешественника и краеведа».
Как-то Сергей Владимирович сказал «Страстно люблю литературу, но занимаюсь ею параллельно с геологией, в свободное время». Эти занятия вылились в такие книги, как «В неведомых горах Якутии» (1928 г.), «Колымская землица» (1933 г.), «На самолете в Восточной Арктике» (1934 г.), «От Якутска до Берингова пролива» (1940 г.), «В неизведанные края» (1954 г.), «По горам и тундрам Чукотки» (1957 г.) и другие. Так в одном человеке соединились выдающийся геолог, географ и популяризатор науки советского периода российской истории.
Александр КОЗЛОВ, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН
Оригинал по ссылке.